Тест DP1x - как снимает Foveon

Мне давно хотелось посмотреть как снимает камера с матрицей Foveon. У меня появилась такая возможность. Я отдельно сделал сравнение компактных фотоаппаратов см. обзор ниже. А в этом обзоре я хочу показать как работает камера при съемке пейзажей в условиях яркого солнечного дня. Именно в таких условия, как говорят, Foveon показывает лучшие результаты. У меня не было с собой другой компактной камеры - был только EOS 5D mark II.  Сравнивать эти аппараты некорректно, но понять разницу в снимках с матрицы Foveon и баеровской матрицы можно. 


Я не правил в фотографиях цветопередачу и баланс белого. Правились только уровни, экспозиция, делался ресайз.

Для начала я хочу привести в качестве примера два снимка с DP1x и с зума Sony DSC-HX100V
Sony

Приятные цвета.
Sigma

Тоже неплохо, но мне кажется цвет снега ушел в желтый или зеленый.
Сравним эти два снимка. Слева Sony справа Sigma

Разница очевидна. Сигма более резкая, лучше детализация. Более контрастная картинка. Лично мне цвета на Sigma понравились больше.
Теперь снимок с  Sigma в контровом свете

В целом неполхо, но небо получилось не очень хорошо. Даже не могу определить какого оно цвета.
Такой же снимок с EOS 5D mark II

Очевидна разница в цветопередаче. По моему мнению Canon передает полутона лучше. Цвета на снимке с Sigma грубее.
Смотрим дальше. Теперь снова Sigma

Оттенки солнца выглядят так как будто фотография сделана ближе к вечеру, на самом деле это полдень.

EOS 5D Mark II


DP1x

Снег то ли желтоватого толи зеленоватого цвета.

EOS 5D mark II


Снова DP1x


EOS 5D mark II

Можно подумать, что елочки я снимал разные. 

DP1x

Цвет снега на сигме уходит в желтый или зеленый в зеленый, хотя при такой погоде должен бы был быть синим.

EOS 5D mark II

В целом DP1x показала неплохие результаты - хорошая резкость, детализация, интересная цветопередача. Лично мне сначала казалось, что DP1x уходит немного в желтизну, но точно цвет определить было сложно. 
Если цвет не определяется, то можно постараться его выявить выкрутив на максимум насыщенность в каком либо редакторе. Что я и сделал. На следующей фотографии вы можете увидеть результаты.


Оказалось, что базовыми цветами неба на снимках DP1x были желтый, синий и зеленый. Если желтый и синий еще понятно откуда появилсись, то откуда зеленый? А зеленый появился, возможно, в виду особенностей строения матрицы Foveon. Принцип работы матрицы Foveon основан на способности кремния в разной степени поглощать составляющие света в зависимости от длины волны и интенсивности. В матрице присутствует как бы три слоя один из которых чувствителен к синему, другой к зеленому, а третий к красному. Если лучи света падают на матрицу перпендикулярно, то все хорошо, но если лучи света попадают на матрицу под углом, то они отражаются неравномерно в зависимости от длины волны и тогда интенсивность каких-то составляющих могут фиксироваться неадекватно или неточно. Из за этого возникают различные артефакты, в том числе, смещение цвета в зеленую область. Особенно это касается широкоугольных объективов - как раз такой установлен в DP1x. Однако, судя по всему, эта проблема может возникнуть и при использовании не широкоугольных объективов. Проанализировав фотографии сделанные Sigma на других ресурсах я видел немало фотографий страдающих от этой проблемы.
Проанализируем такой же снимок сделанный на EOS 5D mark II

На этой фотографии пример снимка EOS 5D mark II. 

Что можно сказать в заключении - DP1x неплохой аппарат. Преимущества я уже перечислял. Однако, я снова не увидел того о чем часто говорят владельцы фотоаппаратов Sigma - особенно точная цветопередача. Да, цветопередача необычная, но я могу сказать, что все это можно сделать со снимком на баеровской матрице, а вот сделать из снимка Sigma что-то приближенное к реальности не всегда возможно т.к. информация о цветах может быть безвозвратно утеряна. Очень хорошо получаются макро снимки сделанные фотоаппаратами на базе матрицы Foveon. Это обусловлено более высокой детализацией снимков, а так же тем, что при съемках макро не используются широкоугольные объективы и свет падает на матрицу относительно равномерно. В этом случае цветопередача страдать не должна. 
Я не задавался целью исследовать динамический диапазон камеры, но по моим ощущениям он соответствует средним значениям для баеровских матриц и однозначно ниже динамического диапазона матрицы 5D mark II. 
Часто слышал о том, что фотоаппараты на базе матрицы Foveon подходят для художественной съемки. Наверно, если мы зададимся целью получить что-то необычное - да, фотоаппарат для этого подойдет, но есть одна проблема - мы не знаем что получим, особенно в условиях недостаточной освещенности. Лично мне хотелось бы чего-то более стабильного, когда снимая пейзаж я знаю что получу. С Sigma получаются неплохие снимки, но не всегда то, что я хотел бы получить - т.е. в процесс съемки вмешивается аппарат, причем, предсказать результат не всегда удается. Если вы любите экспериментировать и потом долго обрабатывать снимки камера для вас, а если вам нужен предсказуемый результат, то вряд ли эта камера вам подойдет. 
Конечно сравнение DP1x и EOS 5D mark II не совсем адекватное. Было бы интересно сравнить камеры Sigma SD1 и 5D в паре с качественным объективами. Но цена SD1 слишком высока и такое сравнение вряд ли удастся сделать. Но сравнить Canon 600D и Sigma SD15 вполне возможно. Я это постараюсь сделать недели через 2 - 3.



Спасибо за тест.
В общем-то можно сравнивать любой фотик с другими. Но только в общем, сравнение отдельных деталей может поставить в тупик. Например странно, когда говорят о детализации, если это два разных объектива - зум и фикс.
Ну и для меня Сигма интересна в большей степени возможностью обработки снимков. Здесь-то Фовеон работает на полную катушку. Допускаю тот же результат у Кэнона, но.. это обойдется гораздо дороже по причине необходимости использования самой качественной оптики.
Фовеон очень часто дает непредсказуемый результат. Посмотрите другие тесты с аппаратами с матрицей фовеон. А возможности редактирования снимков ни чем не отличаются от возможностей редактирования баеровской матрицы. Такое мое мнение.